Диначарья — это аюрведические рекомендации по распорядку дня и ежедневным процедурам, следование которым считается одним из ключевых аспектов в сохранении здоровья и в процессе терапии. Во многих случаях до 80% успеха в лечении заболевания зависит от того, насколько человек следует этим рекомендациям. Считается, что даже здоровое, устойчивое похудение невозможно без соблюдения диначарьи.

Автор этой статьи — Клаудия Уэлч (США), доктор восточной медицины, практикующий аюрведический врач, учитель аюрведы, специалист в области женского здоровья. Российские последователи аюрведы знакомы с доктором Уэлч по ее книге, переведенной на русский язык в прошлом году, «Гормональное равновесие — равновесие в жизни» и по Аюрведической конференции «Жизнь в гармонии».

Пуруша или обладающая сознанием личность рождена из Расы. Поэтому умному человеку следует тщательно оберегать свою телесную расу, следуя определенному режиму питания и поведения.

Аюрведа — в буквальном переводе «наука жизни» — стремится к поддержанию богатой и насыщенной жизни на всех ее уровнях.

Санскритское слово раса переводится как «сок», «живительная энергия», «вкус» или «аромат». Это также название первичного вещества, питающего тело, которое ассоциируется с плазмой, лимфой и млечным соком. Раса необходима каждой клетке нашего тела. Если раса здоровая, то мы ощущаем жизненную силу, наполненность и удовлетворенность жизнью и находим в ней радость.

Одним из важных способов поддержания расы в здоровом состоянии является наличие оптимального распорядка дня, который называется диначарья. Диначарья пользуется преимуществами изменяющихся качественных характеристик времени суток, сезонов и окружающей среды для определения наилучшего вида деятельности и времени, когда этой деятельностью можно заниматься. Например, исходя из утверждения, что «подобное увеличивает подобное» — закона природы в соответствии с Аюрведой — мы можем заметить, что относительно жаркая погода в полдень увеличивает силу и мощь агни, пищеварительного огня. Это значит, что полдень — самое лучшее время для основного приема пищи. Таким образом, мы извлекаем пользу из естественного увеличения уровня тепла.

Существуют также временные периоды, когда нам необходимо скорректировать свои действия для того, чтобы противодействовать природным характеристикам заданного времени. Например, рассвет — время перемен в природе, переход от ночи к световому дню. Наряду с тем, что мы получаем пользу от такой трансформирующей энергии, способствующей эффективной медитации, заземляющая, спокойная стабильность медитационной практики также нейтрализует и перемены, вызывающие тревогу.

Если мы заинтересованы в поддержании здорового равновесия, то нам самим следует учиться распознавать качества, присущие конкретному времени суток и окружающей среде и научиться реагировать способом, который будет поддерживать такой баланс. Иногда нам следует учиться извлекать преимущества из характеристик, присущих окружающей среде, а иногда — учиться тому, как нейтрализовать их влияние. Наилучшая реакция будет зависеть, в частности, от нашей конституции. То, что хорошо для одного человека, может вызвать раздражение или тревогу у другого.

Несмотря на то, что в диначарье содержатся конкретные элементы, которые необходимо приспособить к потребностям конкретного человека, в ней есть также и общие принципы, описанные классическими текстами Аюрведы, из которых любой человек может извлекать пользу практически всегда.

Интересно отметить, что основные жизненные принципы представлены как рекомендации для каждого дня, но основной объем рекомендаций связан с утренними процедурами, начиная от момента пробуждения в период между 3 часами утра и до рассвета и заканчивая медитацией, приведением себя в порядок, упражнениями и принятием ванны. Все это происходит до завтрака. После завтрака и далее в течение дня мы предоставлены самим себе, и у нас есть возможность попытаться применить нравственные жизненные принципы к своим потребностям и моделям.

Почему такой большой акцент делается на утренних процедурах?

Медицина Востока следует принципу под названием «закон микрокосма и макрокосма», который поможет нам лучше понять все вышеизложенное. Доктор Роберт Свобода предлагает следующее лаконичное объяснение данному принципу:

«Согласно закону микрокосма и макрокосма, все, что существует в бесконечной внешней Вселенной, макрокосме, также содержится и во внутреннем космосе человеческого тела, микрокосме. Чарака говорит: «Человек — это олицетворение Вселенной. Человек также многообразен, как и внешний мир». Когда индивидуум находится в равновесии с Вселенной, малый космос функционирует как гармоничная составляющая большего мира».

Если все, что существует в макрокосме, существует и в микрокосме, тогда обратное должно быть тоже верно: все, что существует в микрокосме, существует и в макрокосме. Такое утверждение может привести к глубоким выводам. Но давайте сначала посмотрим, как работает этот принцип.

В Аюрведе этот закон действует применительно к стихиям макрокосма и микрокосма. У человека так же, как и у Вселенной, есть пять творческих стихий — земля, вода, огонь, воздух и эфир, и три силы: одна руководит движением, другая трансформацией, а третья структурой. Во Вселенной эти силы, соответственно, называются анила, сурья и сома. В человеке они называются дошами: Вата, Питта и Капха.

Микрокосм всегда будет отражать макрокосм. Например, в огне лета, направляемом сурьей (Солнцем), мы будем вероятнее всего страдать от внутренних болезней Питты — язвы желудка, гнева или кожной сыпи. Макрокосм сезонной среды влияет на микрокосм человеческой среды.

То, как микрокосм влияет на макрокосм, показано на известном примере бабочки, которая бьет крылышками в одной части света, и это влияет на погодные условия на других континентах. Иногда выраженный отчетливо, временами едва уловимый или сложный для восприятия, закон макрокосма и микрокосма, тем не менее, остается фундаментальным принципом в Аюрведе.

Если мы применим этот принцип к течению времени, то увидим временные микрокосмы и макрокосмы. В них каждый временной цикл — это микрокосм следующего. Существует 24–часовой цикл ночи и дня. Этот суточный ритм продолжается и продолжается, и продолжается, имитируя более величественные циклы. Цикличность сезонов, где зима с ее холодными, безжизненными месяцами сменяется новым весенним ростом. Существует жизненный цикл от зачатия до рождения, детство, средний возраст, старость, смерть и, если мы принимаем идею реинкарнации, возрождение. В некоторых духовных традициях говорится о циклах эпох, где эпоха света и мудрости сменяется все более и более темным и невежественным столетием и, наконец, опять возвращается к эре света.

Несмотря на то, что у нас нет контроля или очень мало контроля над величественными циклами эпох, времен года или даже нашей собственной жизнью, у нас все-таки есть возможность каждый день извлекать пользу из каждого цикла, возрождаться к новой жизни нового дня и поступать разумно.

Если мы наложим 24-х часовой цикл микрокосма на жизненный цикл, то увидим, что время перед рассветом и до раннего утра приблизительно соответствует беременности, рождению и раннему детству. Утро совпадает с поздним детством, полдень соответствует середине жизни, а период с середины дня до сумерек приравнивается к старости или закату жизни. Наступление ночи означает смерть, а если мы принимаем реинкарнацию (это не является необходимым условием для того, чтобы извлечь пользу из диначарьи), то ночь находится в соотношении с тайнами, с которыми встречается невоплощенная душа в период между жизнями.

Если макрокосм нашего жизненного цикла может находиться под воздействием микрокосма одного дня, из этого следует, что очень важно, как мы проводим этот день. Мудрецы, первыми рассказавшими нам о заповедях Аюрведы, хорошо осознавали это и разработали распорядок дня, назвав его диначарья; он представляет собой руководство, которому необходимо следовать. Он также предлагает нам структуру, которую мы можем скорректировать в соответствии с нашими потребностями и конституцией.

Способность влиять на макрокосм жизни через микрокосм суток дает нам огромный целительный потенциал. Например, у нас появляется возможность справиться с застарелыми недугами.

Как только мы видим паттерн, берущий начало в далеком прошлом нашей жизни, мы можем предположить, что он появился еще при зачатии, во время беременности, рождения или в очень раннем детстве. Это стадии жизни, являющиеся наиболее значимыми для формирования пожизненных паттернов и ритмов, потому что в это время формируются все наши органы, меридианы и наклонности. Установившиеся в то время физические, умственные, духовные и эмоциональные паттерны сложно изменить, потому что они глубоко укоренены в нас. Дисбаланс, возникший во время этих критических ранних стадий, часто приводит к хаваигуниас — проблемным зонам, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни.

У многих людей присутствуют сложные, сохраняющиеся всю жизнь физические или эмоциональные паттерны, являющиеся результатом травмы, полученной на ранней стадии жизни. У одного человека присутствует смутное, беспричинное чувство тревоги на протяжении всей жизни. У другого всегда была слабая пищеварительная система. Третьему сложно устанавливать близкие взаимоотношения. Эти ситуации часто сопровождаются ощущением безнадежности и невозможности поменять эти стойкие паттерны.

Если мы постараемся применить наш закон микрокосма и макрокосма к этой дилемме, то увидим, что сможем использовать предрассветное время и ранние утренние часы как ежедневное окно возможностей, способное оказывать влияние на застарелые и упрямые паттерны, в результате изменяя или излечивая негативные паттерны. Каждое утро у нас появляется еще один шанс для формирования здоровых моделей, которые заменят негативные модели, сформированные в период беременности или во время рождения, или смогут усилить позитивные, которые также могли быть сформированы. Каждый новый день знаменует собой каскад новых возможностей и лавину вторых шансов.

Если мы будем следовать ежедневному распорядку дня, который рекомендуют аюрведические мудрецы, мы приведем в гармонию Вату и очистим каналы ума, влияющие на жизненно важные силы при формировании паттернов. Вата активна как в момент рождения, так и в предрассветные часы и до раннего утра. Она, по самой своей природе, легко поддается и позитивному, и негативному влиянию. Она также оказывает воздействие на формирование ума через прану, нашу жизненную силу.

Медитация и масляный массаж, который включен в распорядок дня, оказывает успокаивающее воздействие на Вату.

Помимо этого, обратите внимание на то, что все органы чувств — глаза, уши, нос, кожа и рот также очищаются и смазываются. В связи с тем, что органы чувств ассоциируются с каналами ума, то каждое утро мы фактически очищаем и обновляем наш ум и восприятие.

Когда мы медитируем с любовью во время предрассветных часов, то получаем духовное питание таким же образом, каким мы получали питание в утробе матери и во время рождения. Следуя этим и другим утренним рекомендациям, мы успокаиваем Вату, прана течет свободно, наш умственный и физический аппарат становится хорошо организованным, и мы встречаем новый день здоровым человеком. Также возможно, что мы одновременно исцеляем соответствующий макрокосм нашего внутриутробного опыта и опыта рождения, принося пользу жизни в целом.

Итак, если можно любовью оказывать влияние на микрокосм нашей жизни, то, вероятно, мы сможем оказать положительное воздействии и на макрокосм эпох.

vegetarian.ru

Ключевые слова:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here