Есть ли какие-то особенности, свойственные всем сверходаренным детям?

Конечно, у всех таких детей есть некоторые общие черты. Но это не значит, что у всех сверходаренных одинаковые особенности. Бывает даже, что у двух детей есть совершенно противоположные особенности и при этом оба они — сверходаренные.

Не существует каких-то однозначных признаков, по которым можно было бы с уверенностью определить, что данный ребенок сверходарен.

И только наличие целой группы особенностей в комплексе с психологическим тестированием позволяет подтвердить или опровергнуть такое заключение.

В первые годы жизни

Как правило, такой ребенок немного опережает остальных в развитии и раньше времени овладевает младенческими навыками.

Это энергичный младенец, он быстро начинает держать голову, очень рано садится.
У него с первых недель жизни пристальный, изучающий взгляд, он рассматривает людей и все, что его окружает, с неослабевающим вниманием, иногда даже пугающим.
Мало спит: у сверходаренных детей потребность в сне вообще меньше, чем у других.
Говорить начинает очень рано и очень хорошо, иногда минуя стадию младенческого лепета. Бывает, еще вчера ребенок только гулил, а уже сегодня начинает свободно говорить. Часто приходится слышать от родителей: «Кажется, будто он специально помалкивал, ждал, пока научится, чтобы говорить сразу хорошо». Кроме того, у него поразительно быстро растет словарный запас и обогащается набор языковых конструкций. Сверходаренный малыш очень рано обнаруживает способность подбирать точные слова, к большому удивлению взрослых, которые иногда и сами не владеют такой богатой и красочной лексикой.
Еще одна часто упоминаемая особенность: такой ребенок очень рано может воспользоваться только что освоенными речевыми навыками, чтобы приступить к изучению окружающего мира. Стоит ему начать говорить, как вы услышите от него знаменитые «почему» и «зачем» — и так будет продолжаться всю жизнь!
Внимание!

У некоторых сверходаренных детей именно таких признаков раннего развития не наблюдается. Они могут научиться говорить и не рано, а некоторые так и вообще с заметной задержкой.

Раннее развитие речи — один из признаков сверходаренности, но, если ребенок заговорил вовремя или позже, чем положено, это не повод для отказа от тестирования. И вовсе не каждый рано заговоривший ребенок — сверходаренный!

Признаки сверходаренности у дошкольников

Бесконечные вопросы, на которые нет ответа. Одаренный ребенок никогда не устает спрашивать. Ему нужно понять, разобраться. Он хочет познать законы мироздания. И прежде всего его интересуют границы жизни и смерти. «Откуда мы взялись?», «Почему живем на свете?», «Как зарождалась жизнь?», «И, для начала, откуда вообще взялся весь мир?», «Что с нами будет после смерти?» Такого ребенка никогда не устроит расплывчатый или непонятный ответ. Как прирожденный исследователь, он не останавливается, пока не получит удовлетворительного ответа — будет спрашивать снова и снова. А поскольку дать ему ответ, который его полностью устроит, часто бывает непросто, он будет возвращаться к этим темам еще неоднократно. Едва открыв утром глаза, он начинает исследовать мир и не успокаивается до самого вечера. В итоге вы очень устаете, а он — ничуть!
Жажда знаний. Для освоения мира нужны знания, навыки, умения. Очень рано сверходаренному ребенку понадобятся средства, чтобы пускаться в приключения и делать свои открытия: он хочет научиться читать, разобраться, как течет время, научиться пользоваться числами. В общем, ему нужно уметь читать и считать, а также определять время по часам.
И ни в коем случае не надо его останавливать! Ребенок, который хочет учиться, проявляет любопытство к новым умениям, должен быть услышан. От вас вовсе не требуется заменять собой школу, просто по минимуму предоставьте ребенку то, что ему нужно. Он хочет знать буквы — покажите ему алфавит и правила чтения, хочет определять время — объясните, из каких единиц оно складывается, хочет уметь считать — научите его цифрам. Позже в школе ему все объяснят сис темно, преподадут множество правил касательно этих фундаментальных навыков, но нет никаких причин отказывать ему в базовых знаниях, которые ему уже требуются.

Но не спешите с выводами! Ребенок, который к первому классу не научился читать, тоже вполне может быть сверходаренным, просто, вероятно, он предпочел другие способы познания мира.

Сверходаренный ребенок чаще всего опережает остальных в развитии, но не всегда.

И само по себе опережение в развитии необязательно характерно только для сверходаренных.

http://vitaportal.ru

Ключевые слова:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here