Самолет – один из самых удобных и безопасных видов транспорта, способный доставить нас из пункта А в пункт Б гораздо быстрее, чем это сделала бы та же машина или поезд. Однако некоторые беспокоятся об облучении, которому можно подвергнуться во время полета. Оправданы ли эти беспокойства? Разбираем опыт человека, который пролетел 18 миллионов миль.

В апреле этого года бизнес-путешественник Том Штукер стал самым часто летающим пассажиром в мире, пролетев 18 миллионов миль (почти 29 миллионов километров) за последние 14 лет. Это огромное количество времени в воздухе.

Возможно, он съел около 6500 блюд на борту, просмотрел тысячи фильмов и больше 10 000 раз посетил уборную в самолете. Он также накапливал дозу облучения, эквивалентную примерно 1000 рентгенограммам грудной клетки. Но какой риск для здоровья несет такая доза облучения?

Вы можете думать, что радиационная доза часто летающего пассажира исходит от контрольно-пропускных пунктов аэропорта, сканеров всего тела и ручных рентгеновских аппаратов. Но вы ошибаетесь. Основным источником радиационного облучения от авиаперевозок является сам полет. На большой высоте воздух становится тоньше. Чем выше вы летите от поверхности Земли, тем меньше молекул газа содержится в пространстве. Таким образом, меньшее количество молекул означает меньшую атмосферную защиту, а значит, дает возможность подвергнуться излучению из космоса.

Астронавты, которые путешествуют за пределами земной атмосферы, получают самые высокие дозы облучения. Фактически, накопление дозы облучения является ограничивающим фактором для максимальной длины пилотируемых космических полетов. Из-за долгого пребывания в космосе, космонавты рискуют получить катаракту, рак и заболевания сердца по возвращению домой. Облучение является основной проблемой для цели Илона Маска по колонизации Марса. Длительное пребывание на Марсе с его чрезвычайно тонной атмосферой было бы смертельным именно из-за высоких доз облучения, несмотря на успешную колонизацию планеты Мэттом Деймоном в фильме «Марсианин».

Вернемся к путешественнику. Какова будет суммарная доза облучения Штукера и насколько сильно может пострадать его здоровье?

Все зависит оттого, сколько времени он провел в воздухе. Если взять среднюю скорость самолета (550 миль в час), то 18 миллионов миль были проделаны за 32 727 часов, что составляет 3,7 года. Мощность дозы излучения на стандартной высоте (35 000 футов) составляет около 0,003 миллизиверт в час (зиверт – единица измерения эффективной и эквивалентной доз ионизирующего излучения, может быть использована для оценки риска развития рака).

Путем умножения мощности дозы на часы полета, мы можем увидеть, что Штукер заработал себе не только множество бесплатных авиабилетов в подарок, но и около 100 миллизиверт облучения.

Первичная угроза для здоровья на этом уровне дозы – это повышенный риск развития некоторых видов рака в будущем. Исследования жертв атомных бомб и пациентов после лучевой терапии позволили ученым оценить риск развития рака для любой конкретной дозы облучения. При прочих равных условиях, если низкие дозы имеют уровни риска, пропорциональные высоким дозам, то общая частота рака составляет 0,005% на миллизиверт и является разумной и часто используемой оценкой. Таким образом, доза Штукера в 100 миллизиверт увеличила риск потенциально смертельного рака примерно на 0,5%.

Тогда возникает вопрос: является ли это высоким уровнем риска?

Большинство людей недооценивают свой личный риск смерти от рака. Хотя точное число является спорным, справедливо сказать, что около 25% всех мужчин заканчивают свою жизнь именно из-за рака. Риск рака Штукера от радиации должен быть добавлен к его базовому риску, и таким образом он может составлять 25,5%. Увеличение риска рака такого размера слишком мало, чтобы измерить это каким-либо научным способом, поэтому он должен оставаться теоретическим увеличением риска.

Если бы 200 мужчин-путешественников отправились в полет на 18 000 000 миль, как Штукер, мы могли бы ожидать, что только один из них сократит свою жизнь из-за времени полета. Другие 199 мужчин вряд ли пострадали бы.

Но что насчет обычных людей, которые летают несколько раз в год?

Если вы хотите узнать свой личный риск летального исхода от излучения, вам нужно оценить все ваши проделанные мили за эти годы. Предполагая, что значения и параметры скорости, дозы облучения и риска, указанные выше для Штукера, также верны и для вас. Деление ваших общих миль на 3 700 000 000 покажет ваши приблизительные шансы получить рак от ваших полетов.

Например, вы пролетели 370 000 миль. При делении это составит 1/10 000 шанса развития рака (или увеличение риска на 0,01%). Большинство людей за всю жизнь не пролетают 370 000 миль, что приблизительно равно 150 рейсам из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк.

Таким образом, для среднего путешественника риск намного меньше 0,01%. Чтобы сделать ваше понимание «проблемы» полным, составьте список всех преимуществ, которые вы получили от своих полетов (возможность командировок, поездки в отпуск, семейные визиты и т.д.), а затем снова посмотрите на этот 0,01%. Если вы считаете, что ваши преимущества были скудными по сравнению с повышением риска рака, то можете перестать летать. Но для многих людей сегодня перелеты – это необходимость жизни, и мизерное повышение риска стоит того.

Екатерина Романова
Источник: The Conversation

vegetarian.ru

Ключевые слова:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here